Импрессионизм: Мане и Моне
Что мы представляем, когда думаем об искусстве второй половины XIX века? Многие ответят не сомневаясь - Моне или Ван Гог. И они будут правы. Однако, в ту эпоху получили развитие гораздо большее количество направлений в живописи, и об этом мы поговорим подробнее.
Импрессионизм - это направление в искусстве, которое зародилось в конце XIX века во Франции. Термин импрессионизм появился от французского слова “impression” (в переводе с французского - впечатление). Он был употреблен впервые критиком и журналистом Луи Леруа. Интересно и то, что одна из картин Клода Моне “Впечатление. Восход солнца”, которая была представлена публике на выставке Анонимного кооперативного общества художников в Париже в 1874 году, также отсылает к названию направления [Раздольская В.И. 1981: 104].
Манера изображения импрессионистов выглядит довольно необычно, так как они старались отойти от канонов, которым следовали приверженцы классицизма. Основной идеей был отход от академических рамок и некое переосмысление пейзажа и изображения окружающей действительности. Так, многие последователи импрессионизма изображали на своих полотнах изменения состояния природы и наполненные жизнью улицы Парижа. Также, важно отметить и необычные техники, которые разработали живописцы при создании своих картин. Они отказались от использования черной краски, не замешивали различные оттенки на палитре, вместо этого пользуясь чистым цветом из тюбика [URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/impressionizm/].
Многие импрессионисты считали важным взаимодействие с действительностью, именно поэтому они работали на пленэре (пленэр подразумевает собой работу художника на природе, с целью передать изменяющееся состояние окружающей среды).
Еще одной особенностью направления является обилие мазков, поэтому картины импрессионистов следует смотреть издалека, сосредотачивая внимание не на мелких деталях, а на общих фигурах. Вообще, техника живописи при помощи мазков помогала художникам передать изменчивость солнечного света или же блики на поверхности воды. Хоть импрессионисты и были новаторами во второй половине XIX века, ушедшими от классических мифологических и исторических сюжетов, они опирались на сюжеты реалистические. На их картинах можно часто увидеть изображения повседневной жизни города и его жителей, общественные места (цирки, театры, скачки, бары), парки и обилие садов. Также, за счет техник изображения, полотна отличались сильной фотографичностью. Считается, что на развитие направления повлияли работы французского живописца Эжена Делакруа, отказавшегося от точных правил академизма, и английского художника Уильяма Тернера, создавшего новое изображение пейзажа. Помимо европейских художников, сильное вдохновение оказала и японская живопись [Мосин И.Г. 2006: 6].
Основными художниками-импрессионистами принято считать Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Эдгара Дега.
Эдуард Мане и его скандальные полотна
Эдуард Мане является одним из основоположником импрессионизма. Его творческий путь был довольно интересным. Еще в 1850-е годы на момент обучения в Школе изящных искусств в мастерской академиста Кутюра, юный живописец был не согласен с нормами академизма и постоянно спорил со своим учителем. Впоследствии Мане ушел из мастерской [Мосин И.Г. 2006: 79]. В начале своего творческого пути он копировал сюжеты картин известных художников, поэтому, в дальнейшем, на его картинах можно было заметить влияние таких великих художников, как Диего Веласкес, Вечеллио Тициан и Франсиско Гойя.
В 1863 году в Париже состоялся Салон отверженных - выставка, где показывались те полотна, которые не соответствовали требованиям жюри для официальной выставки. В этом Салоне Мане разместил три свои картины, одной из которых было полотно “Завтрак на траве” (изначальное название: “Купание”).
Картина была принята художественным сообществом того времени крайне негативно. Многие критики высказали свое недовольство по поводу композиции в центре, основанной на сюжете гравюры Маркантонио Раймонди, созданной на основе работы Рафаэля. Также была подмечена схожесть мотива с картиной Тициана “Сельский концерт” [Мосин И.Г. 2006: 80]. Однако, нашлись и те, кто вставал на защиту Мане. Так, французский публицист Эмиль Золя, говорил, что не понимает всеобщего возмущения: “...Толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства; она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья…” [Золя Эмиль 1966].
Стиль картины также отличался от привычного для того времени академизма. Можно отметить наличие ярких цветовых пятен: так, фигуры женщин довольно светлые и яркие, в то время как мужчины и деревья на заднем плане выглядят очень темными. Композиция довольно необычна тем, что она четко делится на два плана линией берега. Задний план чем-то похож на академические полотна: он крайне живописный и его сюжет с девушкой, купающейся в реке, выглядит привычно для зрителя. Однако, здесь нарушены пропорции. На переднем плане картины мы видим голую женщину, сидящую около одетых в деловые костюмы мужчин, и натюрморт в левом нижнем углу. Взгляд женщины нарочито направлен прямо на зрителя, а ее фигура выглядит довольно неестественно из-за отсутствия заметных теней. Эти черты не делают ее образ сексуальным и привлекательным, а наоборот, неживым, будто бы кукольным. Натюрморт в левом углу очень неряшлив: все разбросано неаккуратно.
Еще одной картиной Мане, вызвавшей огромный резонанс в обществе, была “Олимпия”, показанная в Салоне 1865 года. Примечательно то, что оба скандальных полотна были написаны в 1863 году, и натурщицей для них выступала Викторина Меран.
Сюжет полотна отсылает нас к Тициану и Джорджоне [Мосин И.Г. 2006: 81]. На переднем плане мы видим женщину, на которой нет ничего кроме украшений. Она лежит на белоснежной постели. На заднем плане изображена темнокожая служанка, недалеко от которой, на кровати расположился котенок. Здесь тоже, как и в “Завтраке на траве” присутствует четкое разделение на темные и светлые пятна.
В дальнейшем, после знакомства с другими импрессионистами, полотна Мане стали более светлыми; он стал использовать больше мазков, перестал опираться на сюжеты своих излюбленных художников, чаще изображая повседневность. Примером позднего творчества Мане может служить картина “Бар в «Фоли-Бержер»”.
Клод Моне и его пейзажи
Еще одним основоположником импрессионизма можно считать Клода Моне. Он не сразу полюбил работать на природе, но позже уже не мог представить написание своих картин без пленэра. Одна из известных его работ “Завтрак на траве”, отсылающая к полотну Мане, превзошла оригинал по количеству изображенных людей: на ней мы можем увидеть 12 человек.
Для этой картины ему позировали его друзья и жена Камилла Донсье, которая в дальнейшем стала его моделью [Мосин 2006: 90]. Композиция этой картины двуплановая: довольно светлые фигуры и деревья слева, контрастирующие с правой частью полотна.
В 1874 году на выставке художников, в последствии именовавших себя импрессионистами, Моне показал “Бульвар Капуцинок”.
Картина примечательна обилием мазков, передающих динамичность города, и необычным ракурсом, открывающем вид на бульвар сверху.
Среди других полотен Моне можно найти огромное количество пейзажей, в особенности водоемов и парков, отличающихся преобладанием пастельных цветов. Оттенки синего и голубого использовались вместо черного для изображения теней, отображая игру солнечного света. Примером может служить одна из картин из цикла “Кувшинки”.
Источники
- Золя Эмиль. // Собрание сочинений. Т.24. Из сборников: “Что мне ненавистно” и “Экспериментальный роман”М.https://lit.wikireading.ru/29194)
- Мосин И.Г. Мировое искусство. Импрессионизм / И. Г. Мосин. М.: Кристалл, 2006. С.6-90
- Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века - Л.: Искусство, 1981. С.104
- URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/impressionizm/